Семь с половиной вместе с Гурвичем
Так совпало, что именно сегодня Григорию Гурвичу — художественному руководителю московского театра-кабаре "Летучая мышь" — исполняется 38 лет. И хотя дата некруглая,
в театре, конечно же, устроят праздников традициях веселого жанра будут поздравлять и чествовать своего главрежа.
|
|
Ведь через два года ему исполнится 40, и потому нынешний день рождения вполне можно считать очередной репетицией перед грядущим юбилеем
А вот у самого театра "Летучая мышь", похоже, юбилейного сезона не будет никогда. Сейчас, например, здесь открылся "седьмой с половиной" сезон. Именно столько времени минуло с тех пор, как некогда популярный коллектив был возрожден. Естественно, случилось это при непосредственном участии того самого Гурвича. Однако, не желая показаться нескромным, именинник посчитал необходимым прежде всего отдать должное "родителям" "Летучей мыши".
— Их было двое: Никита Балиев и Николай Тарасов. Первый — веселый, толстый, абсолютно нищий человек маленького роста. Второй — его полная противоположность: высокий жгучий красавец, обладатель трехмиллионного состояния. Вместе они приехали из Ростова и сыграли заметную роль в истории Московского Художественного театра. Николай Тарасов стал знаменитым меценатом, а его приятель Никита Балиев — малоизвестным артистом МХАТа, но зато раз в году он превращался в настоящего короля, потому что был гением капустника. Так в 1908 году из "капустных" вечеров Московского Художественного родился театр-кабаре "Летучая мышь", просуществовавший до 1920 года, когда предпринял невероятную акцию — всем составом навсегда уехал из России. Сначала в Париж, а оттуда "Летучая мышь" перемахнула за океан, где выступлениями на Бродвее оставила о себе поистине легендарную славу.
— Но как все-таки вам пришла идея возродить "Летучую мышь" ?
- Эта идея принадлежит не мне, о чем я всегда и везде говорю. Скажу и вам, но обо всем по порядку. Так вот, я учился в ГИТИСе, когда в ВТО после долгого перерыва решили устроить капустник, назначив его в ночь под старый Новый год — с 1982 1983 год. Программу поручили подготовить мне. Почему выбор пал на меня? Ну, во-первых, я родом из Баку, где умение "хохмить" закладывается генетически. Мне кажется, я тоже унаследовал эту способность, которую, кстати, с удовольствием эксплуатировал при всяком удобном случае. Бесспорно, были удачи, но и незабываемые поражения, конечно, тоже. К примеру, к 20-летию "Современника" я написал, один из худших в мире капустников. И когда после моего провала, встретив меня в фойе, Костя Райкин спросил, куда я направляюсь, я, не раздумывая, ответил: "Топиться". Но если с жизнью тогда я все-таки не расстался, в "Современник" не ходил, кажется, лет пять — стеснялся. Кстати, тот капустник в ВТО, о котором я рассказываю, был обычным, нормальным. Я писал гораздо лучше, когда меньше трясся. Но тут я очень волновался: еще бы, смотреть мое творение собралась вся отечественная культура в полном составе. Успех предприятия превзошел все ожидания. Это был настоящий триумф. После окончания действа я покидал поле битвы как истинный герой. И вдруг у выхода встречаю двух людей, которые, как выяснилось, ждали именно меня. Это были Григорий Горин и Марк Захаров — два небожителя, спустившиеся с небес, чтобы со мной познакомиться. От собственной значимости я надулся как лягушка, которая пыталась стать волом. Горин спросил" "Кто это написал?" Я честно назвал себя. А Захаров поинтересовался: "А кто ставил? " Я повторил свой ответ. После некоторой комплиментарной части Марк Анатольевич посоветовал мне сделать театр-кабаре "Летучая мышь". Поначалу эта идея мне очень не понравилась — ведь я собирался стать серьезным режиссером и ставить серьезные спектакли.
— Жалеете, что не осуществили свою мечту?
— С мая 1989 года уже нет. Тогда возрожденный театр-кабаре "Летучая мышь" сыграл свой первый спектакль. Он назывался "Чтение новой пьесы". Именно такая надпись значится под архивной фотографией, запечатлевшей коллектив "Летучей мыши" перед отъездом за границу. Интересно, какое произведение они тогда могли читать? Размышления на эту тему и спровоцировали нашу мистификацию, которую мы и разыграли на сцене. Кстати, она до сих пор с успехом идет в нашем репертуаре. Но так как мы, в отличие от своих предшественников, никуда уезжать не собирались, то свою следующую работу назвали "Я степую по Москве". И наконец самым новым нашим спектаклем является " 100 лет кабаре". На самом деле кабаре уже 113 лет. Я точно это знаю. Но для афиши такая некруглая дата не годится. "Сто" — куда лучше.
Что ж, зрители охотно прощают любимому театру такую маленькую УЛОВКУ. ЕГО небольшой зал, рассчитанный на 226 мест, а реально вмещающий до 300 человек, всегда полон. И "100 лет кабаре" здесь также идет с неизменным аншлагом. Три с лишним часа в этом ярком, красочном действе звучат совершенно замечательные произведения из репертуара Эдит Пиаф, Элвиса Пресли, Жака Бреля. Их прекрасные мелодии служат лейтмотивом тех номеров, которые и составили сюжетную основу спектакля, ставшего живым памятником вечно молодому жанру кабаре.
Беседовала Ольга Свистунова
№ 68 (301)
|