В подвале дома своего
В театре-кабаре «Летучая мышь» — премьера. После некоторого перерыва в забытый всеми подвал театра ГИТИСа вернулся столь же забытый жанр кабаре. И — самый настоящий аншлаг.
История «Летучей мыши» прервалась в 1920-м, когда театр был закрыт и труппа Никиты Балиева эмигрировала почти в полном составе. Распавшуюся было связь времен восстановил на том же месте и под той же эмблемой режиссер Григорий Гурвич.
Москвичей трудно удивить рождением нового театра. Но судя по наплыву публики в Большом Гнездниковском переулке, зрители среагировали не на новое название. Значит, помнят.
Очнувшись от летаргического сна, «Летучая мышь» тоже попыталась припомнить, что он проспала. Премьера называется «Чтете новой пьесы». Актеры, не догадывающиеся о скорых переменах в судьбе, получают в руки пьесу-предсказание и проигрывают ее прямо по ходу читки. Несутся в лихом канкане 20-е и 30-е, 70-е и 80-е ...Старый новый жанр особенно увлекал, когда сохранял верность «хорошо забытому старому» — кабаретной буржуазности. И заметно сникал, приближаясь к изрядно надоевшему новому —- театральной публицистике.
Но было смешно. И грустно тоже было. И еще очень уютно в игрушечном зале — свидетеле старых добрых времен.
Думаю, коллективу новой «Летучей мыши» предстоит еще много прекрасных открытий в прошлом. Тем более что дома и стены помогают. Ну, а что касается «закрытий» — их, надеюсь, в историческом подвале ГИТИСа «буржуазному» жанру кабаре пережить больше не придется.
Натан ЭЙДЕЛЬМАН.
«Московские новости».
25 июня 1989 г.
|