Большой театр, малый и совсем маленький
Может, пора уже писать о чем-нибудь приятном?.. Хотя бы на время летних отпусков... К примеру — яйца подешевели. Смотришь и не веришь - 123 рубля.
Штучка? — спрашиваю.
Нет, — отвечают, десяток.
Беру сотню.
И все же эта приятность из области примитивных животных ощущений. А хочется чего-то одухотворенного. И совершенно необязательно, чтобы богатые тоже плакали. Есть же варианты, когда бедные тоже хохочут!.. Во-первых, это калорийно, а во-вторых, когда много хохочут - меньше стреляют. Это как гений и злодейство.
Так вот, я хочу сказать несколько приятных слов о маленьком театре. О Большом уже все сказано, о Малом тоже. Маленькие театры пока не имеют такого паблисити и поэтому вынуждены лицедействовать не просто хорошо, а блистательно. Кстати, труппа «Лицедеи» Вячеслава Полунина именно блистательна. И не блеском люстр и позолотой ярусов, а ювелир-ностью замысла и исполнения. То же можно сказать и о маленьком московском театре-кабаре «Летучая мышь» под руководством Григория Гурвича.
У них в труппе всего 10 человек и два спектакля - «Я стэпую по Москве» и «Чтете новой пьесы». Но как это сделано!..
Многие спектакли маститых театров, как на китах, стоят на Чехове, на Толстом, на Островском, на Шекспире... И это замечательно! Супротив Шекспира кто же выстоит?.. Разве что Шиллер.. .с Арбузовым.
Спектакли маленькой «Летучей мыши» придуманы и исполнены в жанре, который и определить-то точно нельзя: поют, но не оперетта, танцуют, но не балет, острят, но не скетч, валяют дурака, но не балаган. Это все месте и на очень высоком уровне.
И зальчик-то - всего ничего - 250 мест в подвале бывшего дома Нирензее, где бывший театр «Ромэн», где учебный театр бывшего ГИТИСа (ныне РАТИ). Зальчик арендуют.
Нет, нет, Боже упаси, это не намек к отцам и дядюшкам города!..
А, впрочем, если даже и намек, ну и что?
Просто хочется ходить в маленьком театр, где труппа у себя дома. Когда принимают дома в обжитой малометражной квартире с бабусей на антресолях, это лучше, чем в гостиничном люксе с пальмой в кадке.
Маленький театр принуждает к искренности. Слишком все рядом, и фальшь и халтура несовместимы с такой близостью зрителя -промазать традиционно гнилым помидором практически невозможно. В Большом театре -поди докинь!
Да, да, я понимаю, гнилых помидоров нынче не бывает, они называются н/станд. и идут нарасхват в борщи и соусы. Считайте, что в данном примере помидор - театральная аллегория.
Так вот, в театр «Летучая мышь» можно спокойно идти без аллегории - просто с женой, мужем или просто так.
Впрочем, чего это я так распинаюсь, словно у меня в этом театре кузина?.. Да чтоб мне провалиться в оркестровую яму! Знаете, бывает, посмотришь фильм, прочтешь книгу или окунешься в теплое море и, впав в восторг, убеждаешь ближних немедленно посмотреть, прочесть и окунуться. То есть подначиваешь не к мордобою, а к чему-то приятному... Собственно, я с этого и начал.
Юрий СОКОЛОВ. «Известия». 7 июля 1993 г.
|